«Воланы» Класа Олденбурга
«Воланы» Класа Олденбурга
Клас Олденбург (Claes Oldenburg) – американский художник шведских кровей, обладатель Премии Вольфа и Премии Рольфа Шока, а также национальной медали США в области искусств, прославившийся своими провокационными гигантскими скульптурами, изображающими абсолютно бытовые предметы в несоизмеримом масштабе.
Одна из его наиболее популярных работ посвящена бадминтону - это композиция «Воланы». Перед огромным неоклассическим фасадом Музея Искусств Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити на обширнейшем газоне, больше напоминающем поле, установлено четыре пятиметровых волана. Изначально композиция не имела с бадминтоном никакой связи и должна была состоять просто из перьев, которые будто обронила пролетавшая мимо гигантская птица, однако Олденбург взглянул на газон Музея с птичьего полета и понял, что тот напоминает ему именно корт для игры в бадминтон, разделенный на половины Музеем как бадминтонной сеткой.
Воланы расположены таким образом, чтобы казаться хаотически рассеянными по полю, лежащими, парящими, приземляющимися и взлетающими в случайном порядке. Однако это не так: место для каждой скульптуры тщательно выбрано таким образом, чтобы ее было видно как можно дальше и как можно лучше.
Как и в случае с многими творениями Олденбурга, вокруг «Воланов» возник конфликт, достойны ли они занимать практически самое престижное место в городе. Разрешился он интересным образом: прямо в Музее Нельсона-Аткинса художник провел курс лекций, объясняющих и обосновывающих его «Воланы» как шедевр современного искусства.